С.В. Дунаев, канд. воен. наук, А.В. Исаев, д-р техн. наук, А.В. ЛЕСИН, В.В. Пащенко, В.П. ПОПОВ, канд. техн. наук, А.Г. Ширшов (ФГУП «НИИСУ», Россия, Москва)
Анализ основных тенденций развития мирового двигателестроения, а также практики применения смазочных масел (далее – С.м.), предназначенных для картерной смазки поршневых двигателей внутреннего сгорания (далее – ДВС), которыми оснащаются все типы наземной колесной и гусеничной военной техники (далее – ВТ) различного назначения, показывает, что потенциал даже самых удачных инновационных конструкторских, технологических и материаловедческих решений, применяемых разработчиками при модернизации существующих и создании новых базовых моделей поршневых ДВС для современных и перспективных образцов колесной и гусеничной наземной ВТ, не может быть в полной мере реализован без решения одной из главных прикладных задач химмотологии – подбора и применения С.м. соответствующего уровня качества, обеспечивающих надежную и экономичную эксплуатацию ВТ на всех режимах в различных климатических районах (включая арктические климатические районы).
К эксплуатационным свойствам С.м., предназначенных для картерной смазки поршневых ДВС, которыми оснащаются все типы колесной и гусеничной наземной ВТ различного назначения, эксплуатируемой круглогодично на всех режимах в арктических климатических районах (далее – наземная арктическая ВТ) предъявляются особые требования со стороны ее разработчиков и потребителей.
За рубежом, начиная с середины прошлого века, наибольшее внимание разработке собственных спецификаций, регламентирующих минимальные требования к уровню качества С.м. для ДВС наземной арктической ВТ, уделяло Министерство обороны (далее – МО) США, проводившее систематические масштабные исследования по унификации и сокращению ассортимента применяемых С.м., направленные на разработку высокоэффективных всесезонных (для круглогодичного применения) универсальных (для различных видов ДВС), единых (для силовых передач и гидравлических систем) и многофункциональных (для различных видов ДВС, а также силовых передач и гидравлических систем..
Кроме того, С.м. для ДВС наземной арктической ВТ должны были обладать свойствами многоцелевых (т.е. быть пригодными для применения как в боевой/тактической штабной и тыловой ВТ, так и в различных типах техники гражданского назначения.
Полный текст статьи предоставляется по запросу. Адрес редакции chief@neftemir.ru