№ 2-2017
В ПОЛЕ ЗРЕНИЯ
О необходимости корректировки проекта Энергетической стратегии России в условиях доминирования добычи лёгкой нефти в США и переходе к альтернативным двигателям на автотранспорте______4-20
Аннотация: Последние 100 лет основной целью нефтеперерабатывающей отрасли было получение из сырой нефти моторных топлив для двигателя внутреннего сгорания (ДВС). Соответственно, рост добычи нефти симбатно коррелировал с ростом выпуска двигателей для автомобильной промышленности. Однако с развитием альтернативных двигателей для транспорта будут меняться цели и задачи, стоящие перед нефтяной отраслью. В данной статье проанализированы некоторые тенденции при изменении рынка углеводородного сырья и нефтепродуктов, а также проблемы, которые нефтяная отрасль должна решить в среднесрочной и долгосрочной перспективах.
Авторы
ЛЕВИНБУК Михаил Исаакович, д-р техн. наук – старший научный сотрудник Институт нефтехимического синтеза им. А.В.Топчиева Российской академии наук – ИНХС РАН, г. Москва
ГЛАГОЛЕВА Ольга Фёдоровна, д-р техн. наук – профессор кафедры «Технология переработки нефти»
КОТОВ Василий Николаевич, магистр в области промышленной и городской экологии, инженер, экономист
Российский государственный университет (НИУ) нефти и газа им. И.М. Губкина, г. Москва
АКЦЕНТ НОМЕРА: трибология – машиностроению
В рубрике «АКЦЕНТ НОМЕРА» размещены материалы, представленные на XI международной научно-технической конференции
«ТРИБОЛОГИЯ – МАШИНОСТРОЕНИЮ» (1–3 ноября 2016 г., Москва), посвящённой 100-летию со дня рождения выдающегося учёного проф. Р.М. Матвеевского
Выдающийся триболог Ростислав Митрофанович Матвеевский (к 100-летию со дня рождения)___________21-22
Автор
БУЯНОВСКИЙ Илья Александрович, д-р техн. наук – заведующий лабораторией «Методы смазки машин»
ФГБУН «Институт машиноведения им. А.А. Благонравова РАН» – ИМАШ РАН, г. Москва
УДК 621.564.385
Трибологические характеристики горюче-смазочных материалов_____23-25
Ключевые слова: приборы и методы испытаний трибологических характеристик,
трибологические характеристики товарных топлив и смазочных материалов.
Аннотация. Приведены схемы приборов, методы испытаний и показатели качества
трибологических характеристик товарных топлив, жидких и пластичных смазочных материалов различного назначения, а также нормы по указанным показателям, установленные в нормативной документации для перечисленных продуктов, и диапазон их значений.
Авторы
ОРЕШЕНКОВ Александр Владимирович, д-р техн. наук – ведущий научный сотрудник
ГРИШИН Николай Николаевич, д-р техн. наук – профессор, главный научный сотрудник
СТЕПАНОВА Светлана Евгеньевна, инженер E-mail: 25gosniihim@mil.ru
ФАУ «25 ГосНИИ химмотологии Минобороны России», г. Москва
УДК 621.564.385
Трибологическая оценка свойств смазочных масел______________25-27
Ключевые слова: трибологические свойства, трибометр, износ, смазочные масла.
Аннотация. Предложен и апробирован метод оценки противоизносных свойств и
коэффициента трения смазочных масел с применением машины трения СМТ-1. На примере моторных масел показана дифференциация показателей износа роликового механизма в зависимости от вязкости и состава масел. Метод рекомендован для сравнительных испытаний смазочных масел, работающих в условиях граничной и эласто-гидродинамический смазки.
Авторы
ЦВЕТКОВ Олег Николаевич, д-р техн. наук – заведующий отделом масел
ЧЕРЕМИСКИН Андрей Леонидович, канд. техн. наук
Всероссийский научно-исследовательский институт по переработке нефти – АО «ВНИИ НП», г. Москва
УДК 621.891
Развитие температурного метода оценки смазочной способности масел_28-33
Ключевые слова: температурный метод, переходные температуры, коэффициент трения, лабораторная установка, смазочные материалы, объёмный нагрев, кинетический подход.
Аннотация. Температурный метод оценки смазочной способности масел основан на
представлении о том, что определяющим фактором трибологического поведения любого смазочного материала при трении в режиме граничной смазки является суммарная температура в трибологическом контакте. Его экспериментальной основой является проведение трибологических испытаний смазочных материалов при низких скоростях относительного перемещения трущихся тел (чтобы минимизировать фрикционный подъём температуры) и подъёме температуры от внешнего источника тепла. Таким образом, температура в месте контакта этих тел практически равна заданной температуре нагрева. Кинетический подход позволяет распространить его положения на реальные условия работы смазанных узлов трения.
Авторы
БУЯНОВСКИЙ Илья Александрович, д-р техн. наук – заведующий лабораторией «Методы смазки машин». E-mail: buyan37@mail.ru ФГБУН «Институт машиноведения им. А.А. Благонравова РАН» – ИМАШ РАН
ЛАШХИ Вадим Левонович, д-р техн. наук ЗАО «НАМИ-ХИМ»
САМУСЕНКО Владимир Дмитриевич – научный сотрудник ФГБУН «Институт
машиноведения им. А.А. Благонравова РАН» – ИМАШ РАН
УДК 621.892
Влияние дисперсионной среды на эффективность работы добавок в сульфонатных смазках__________________34-39
Ключевые слова: дисперсионная среда, добавки, пластичные смазки, противоизносные и противозадирные свойства, сульфонатные смазки, трибология, четырехшариковая машина трения.
Аннотация. Смазочная способность пластичных смазок является их важной
эксплуатационной характеристикой. Поэтому большое значение имеет правильный подбор добавок для улучшения трибологических свойств смазок, их сочетаний и концентраций. В данной работе исследуется влияние дисперсионной среды на эффективность действия добавок. Для исследования выбраны диаметр пятна износа, критическая нагрузка и нагрузка сваривания. Добавки показали большую эффективность в смазках на основе синтетического масла и смеси нефтяного и синтетического.
Авторы
АНИСИМОВА Анна Алексеевна – инженер. E-mail: annavikulova91@mail.ru
БАГДАСАРОВ Леонид Николаевич, канд. техн. наук – доцент
Российский государственный университет (НИУ) нефти и газа им. И.М. Губкина, г. Москва
КОЛЫБЕЛЬСКИЙ Дмитрий Сергеевич, канд. техн. наук – главный инженер ПАО «НК «Роснефть» – МЗ «Нефтепродукт»
УДК 531.43/46(063)
Противопиттинговые свойства смазочных материалов________40-42
Ключевые слова: метод оценки, противопиттинговых свойств, питтинговое разрушение, смазочные материалы, присадки к смазочным маслам.
Аннотация. Приведены условия возникновения и механизм процесса питтингового
разрушения сопряженных поверхностей металла. Рассмотрены приборы и методы оценки противопиттинговых свойств смазочных материалов. Представлены результаты оценки и нормы по значениям показателей усталостного разрушения моторных, газотурбинных, трансмиссионных и редукторных масел.
Авторы
ГРИШИН Николай Николаевич, д-р техн. наук – профессор, главный научный сотрудник
ОРЕШЕНКОВ Александр Владимирович, д-р техн. наук – ведущий научный сотрудник
СТЕПАНОВА Светлана Евгеньевна, инженер E-mail: 25gosniihim@mil.ru
ФАУ «25 ГосНИИ химмотологии Минобороны России», г. Москва
УДК 531.43/46(063)
Твёрдые смазочные покрытия______________42-44
Ключевые слова: твёрдое смазочное покрытие, коэффициент трения, адгезия, потеря
массы, время истирания, узел трения.
Аннотация. Приведено определение, назначение, состав, технология нанесения,
номенклатура, физико-химические свойства и эксплуатационные характеристики твёрдых смазочных покрытий для сопряжённых поверхностей узлов трения техники, работающей в экстремальных условиях.
Авторы
ГРИШИН Николай Николаевич, д-р техн. наук – профессор, главный научный сотрудник
ОРЕШЕНКОВ Александр Владимирович, д-р техн. наук – ведущий научный сотрудник
СТЕПАНОВА Светлана Евгеньевна, инженер E-mail: 25gosniihim@mil.ru
ФАУ «25 ГосНИИ химмотологии Минобороны России», г. Москва
НЕФТЕПРОДУКТЫ: ТЕХНОЛОГИИ, ИННОВАЦИИ, РЫНОК
УДК 665.76
Исследование деструкции полиизобутилена в составе защитной жидкости для баков-аккумуляторов энергетических предприятий________45-51
Ключевые слова: защитная жидкость, индустриальное масло, высокомолекулярный
полиизобутилен, динамическая вязкость защитных жидкостей, деструкция полимера,
молекулярная масса.
Аннотация. В процессе производства и применения защитной жидкости
высокомолекулярный полиизобутилен в её составе подвергается деструкции, что приводит к ухудшению её эксплуатационных свойств. Исходя из изменения динамической вязкости защитных жидкостей и молекулярной массы полиизобутилена, характеризующих степень деструкции полимера, проведена оценка стабильности защитных жидкостей при различных типах воздействия: механическом диспергировании, ультразвуковой обработке и термическом окислении. Установлено, что полиизобутилен с молекулярной массой от 18 до 22•104 более устойчив к термоокислению, чем к механическим и ультразвуковым воздействиям. С помощью
метода математического планирования эксперимента установлены условия максимальной деструкции полиизобутилена в составе защитной жидкости при механической обработке.
Авторы
ТАТУР Игорь Рафаилович, канд. техн. наук – доцент. E-mail: igtatur@yandex.ru
ШАРАФУТДИНОВА Дина Вазировна, канд. техн. наук – старший научный сотрудник
БЕЛОМЕСТНОВА Юлия Сергеевна – студент
ЛЕОНТЬЕВ Алексей Викторович – аспирант
СПИРКИН Владимир Григорьевич, д-р техн. наук – профессор
Российский государственный университет (НИУ) нефти и газа им. И.М. Губкина, г. Москва
2_2017
IN SIGHT
Levinbuk M.I., Glagoleva O.F., Kotov V.N.
The necessity for an adjustment of the draft of the Energy Strategy of Russia for the Period up to 2035 in order to consider such vital factors as the light oil production in the USA and the transition to alternative vehicles and fuels
Abstract. For the last 100 years, the main purpose of the oil refining industry was the production of motor fuels from crude oil for the internal combustion engines (ICE). Accordingly, the increase in the production of crude oil was correlated with an increase in the production of ICE for the automotive industry. However, with the development of alternative vehicles the goals and challenges for the petroleum industry will be changed. A study shows the tendencies of changing the markets of hydrocarbon resources and petrochemical products, as well as the problems that petroleum industry should solve in the medium and long term.
A.V. Topchiev Institute of Petrochemical Synthesis, RAS (TIPS RAS); Gubkin Russian State University of Oil & Gas
ACCENT of the ISSUE: Tribology to machinery manufacturing
Buyanovskiy I.A.
Outstanding specialist in friction science Rostislav Mitrofanovich Matveevsky (to 100 anniversary)
Oreshenkov A.V., Grishin N.N., Stepanova S.E.
Tribological characteristics fuels and lubricating materials
Keywords: devices and test methods of tribological characteristics; tribological characteristics of fuel, oil and plastic greasings.
Abstract. Schemes of devices, test methods and quality indicators tribological characteristics commodity fuels, liquid and plastic lubricants of different function, and also norm on the specified indicators, established in the standard documentation for the listed products, and a range of their values are resulted.
FAE «The 25 th State Research Institute of Chemmotology of the Ministry of Defence»
Tsvetkov О.N., Cheremiskin A.L.
Tribological evaluation of properties of lube oils
Keywords: tribological properties, tribometer, wear, lube oils.
Abstract. The article covers the offered and tested evaluation method for antiwear properties and friction coefficient of lube oils with use of friction test machine (tribometer) SMT-1. Through the example of engine oils it shows the differentiation of wear performance of roller mechanism depending on oil viscosity and composition. The method is recommended for comparative tests of lube oils under service conditions of
boundary and elastohydrodynamic lubrication.
All-Russia Research Institute of Oil Refining
Buyanovskiy I.A., Lashkhi V.L., Samusenko V.D.
Development of the temperature method for estimation of lubricant ability of oils’
Keywords: temperature method, transition temperatures, friction coefficient, laboratory machine, lubricant, volume heating, kinetic approach.
Abstract. The temperature method of assessment lubricant ability of oils is based on idea that the determining factor of tribological behavior of any lubricant at friction in the condition of boundary lubricant is summary temperature in tribological contact. Its experimental basis is carrying out tribological tests of lubricants at low speeds of relative movement of the rubbing bodies to minimize frictional rise in temperature.
Rise in temperature is performed from an external source of heat so temperature is almost equal in the place of contact of these bodies to the set heating temperature. Kinetic approach allows to distribute his provisions to real operating conditions of the greased frictional units.
Federal budget-funded research Mechanical Engineering Research Institute of the Russian Academy of Sciences; ZАO «NАMI-KHIM»
Anisimova A.A., Bagdasarov L.N., Kolybelskiy D.S.
The influence of dispersion medium on the efficiency of additives in sulfonate greases
Keywords: lubricating greases, sulfonate greases, additives, tribological properties.
Abstract. Lubrication ability greases is their important performance. Therefore, great importance is the right choice of additives and their concentrations. In this paper, we investigate the influence of the dispersion medium to work additives and their effectiveness. To study the tribological performance are selected as the diameter of the wear scar, the critical load and welding load. Additives showed greater efficacy in lubricants based on synthetic oils and mixtures of petroleum and synthetic.
Gubkin Russian State University of Oil and Gas (National Research University); РJSC «Rosneft» – Moscow plant «Nefteprodukt»
Grishin N.N., Oreshenkov A.V., Stepanova S.E.
Protivovetrovye properties of lubricants
Keywords: installation, an estimation method, pitting, oils motor, gas-turbine, transmission, gear, an indicator, norms, values, additives.
Abstract. Conditions of occurrence and the process mechanism pitting destructions of the interfaced surfaces of metal, devices, methods of an estimation of this indicator of quality of lubricants are resulted. Results of an estimation and norm on values of indicators of fatigue failure motor, gas-turbine, transmission and gear oils are presented.
FAE «The 25th State Research Institute of Chemmotology of the Ministry of Defence»
Grishin N.N., Oreshenkov A.V., Stepanova S.E.
Solid lubricant coverings
Keywords: a firm lubricant covering, friction factor, hardness, adhesion, weight loss, time abrasion, application conditions, knot of a friction, the technician.
Abstract. Definition, appointment, structure, technology of drawing, the nomenclature, physical and chemical properties and operational characteristics of solid lubricant coverings for the interfaced surfaces of knots of a friction of the technics working in extreme conditions are resulted.
FAE «The 25th State Research Institute of Chemmotology of the Ministry of Defence»
PETROLEUM PRODUCTS: TECHNOLOGY, INNOVATION, MARKET
Tatur I.R., Sharafutdinova D.V., Belomestnova Iu.S., Leont’ev A.V., Spirkin V.G.
The study of the polyisobutylene destruction in the protective fluid for tank- accumulators in power plants
Keywords: protective fluid, industrial oil, high molecular polyisobutylene, dynamic viscosity, destruction of polymer, molecular weight.
Abstract. During production and application exploitation properties of protective liquids are deteriorated due to the degradation of high molecular polyisobutylene in them. Research results of the polymer destruction under the mechanical and ultrasonic treatment are presented comparatively to thermal oxidation stability. The degree of polyisobutylene destruction was assessed by dynamic viscosity of protective liquid and the molecular weight of the polymer. Protective fluid becomes a Newtonian fluid under the influence of mechanical dispersion for 10 minutes at a speed of 10000 rpm and the molecular weight of polyisobutylene is reduced by 76%. With increasing time of mechanical treatment of the protective liquid the temperature in a thermostatic cell increases and becomes stable after 10 minutes which indicates a maximum degradation of polyisobutylene. The temperature depends on the concentration of polyisobutylene in the industrial oil. With the method of experiment mathematical planning the parameters of maximum degradation of the polymer within protective
liquid was determined. The maximum degradation of the polymer in the composition of the exhaust protective fluids and subsequent adsorption may allow to regenerate base oils. It is shown that the mechanical and ultrasonic treatments have a more significant effect on the polyisobutylene destruction than thermal oxidation. Thus mechanical treatment (10000 rpm, 10 minutes) reduces dynamic viscosity of the protective liquid by 89%; ultrasound treatment (22 Hz, 25 mA,10 minutes) reduces dynamic viscosity by 94%; thermal oxidation (140°C, 6 hours) reduces dynamic viscosity by 38%. But if use antioxidant Agidol-1 the dynamic viscosity is reduced by only 25%.
Gubkin Russian State University of Oil and Gas (National Research University)