№ 6-2016
В ПОЛЕ ЗРЕНИЯ
УДК 622.279.23
Производство сжиженного природного газа: вчера, сегодня, завтра____С. 4–13
Ключевые слова: сжиженный природный газ, энергоноситель, рынок СПГ, крупнотоннажное и малотоннажное производство, состояние, проекты.
Аннотация. В обзоре рассмотрен один из перспективных видов энергоносителей –
сжиженный природный газ: история, состояние и перспективы развития индустрии СПГ в мире, его достоинства и конкурентноспособность. Большое внимание уделено состоянию и перспективам развития производства СПГ в России, как крупнотоннажному производству СПГ, так и развитию малотоннажного производства.
Авторы:
ГОЛУБЕВА Ирина Александровна, д-р хим. наук – профессор кафедры газохимии
E-mail: golubevaia@gmail.com
МЕЩЕРИН Игорь Викторович, канд. техн. наук – доцент кафедры газохимии
ДУБРОВИНА Екатерина Петровна – аспирантка кафедры газохимии
Российский государственный Университет (РГУ) нефти и газа им. И.М. Губкина, г. Москва, Россия
НЕФТЕПРОДУКТЫ: ТЕХНОЛОГИИ, ИННОВАЦИИ, РЫНОК
УДК 547.447.3; 542.951.1
Использование композиций на основе жидкого каучука, солей природных нефтяных кислот и нитросоединений в качестве консервационных жидкостей____С. 14–16
Ключевые слова: консервационные жидкости, природная нефтяная кислота (ПНК), жидкий каучук, .-олефин, нитросоединение, «corrоsionbox», тетрадецен-1.
Аннотация. При участии жидкого каучука, солей Ni, Co, Zn и Ba, фракций природных
нефтяных кислот, кипящих при 310–360°С, и нитросоединений, полученных на основе .-олефинов C «corrosionbox», а также в окружающей среде. Было выявлено, что консервационная жидкость, полученная из композиций синтезированных
ингибиторов, нитросоединений и жидкого каучука, по сравнению с их индивидуальным
использованием, оказывает б.льший антикоррозионный эффект, отвечает требованиям,
предъявляемым к консервационным жидкостям и, следовательно, имеет большое практическое значение.
Автор:
АГАЗАДЕ Егана Джамал кызы, канд. хим. наук – главный научный сотрудник
E-mail: yeqana.aqazade@mail.ru Институт нефтехимических процессов
им. Ю. Мамедалиева НАН Азербайджана, г. Баку
УДК 665.644.26.097.3.
Сравнительные испытания российских катализаторов гидрооблагораживания
среднедистиллятных фракций_____С. 17–25
Ключевые слова: гидрооблагораживание, катализаторы, испытания, дизельные фракции, пилотные установки, содержание серы, содержание полициклической ароматики.
Аннотация. Приведены и проанализированы результаты испытаний новой версии
катализаторов серии РК, а именно катализатора РК-250 в кобальтовой (РК-250Со) и никелевой (РК-250Ni) модификациях, в сравнении с более ранней версией катализаторов гидрооблагораживания среднедистиллятных фракций серии РК, катализаторами РК-231М и импортным коммерческим образцом алюмокобальтмолибденового катализатора. 14H28, на основе турбинного масла Т-30 были изготовлены и исследованы на предмет использования в качестве консервационных жидкостей композиции различных соотношений и составов. Исследования были проведены при различной концентрации ингибитора в двух фазах,
включая конденсацию в испытательной камере
Исследования проведены в центре пилотных испытаний ОАО «ВНИИ НП» на установках с циркулирующим водородсодержащим газом, оборудованных реакторами с полезным объёмом по 100 мл, установленными в одну печь с единой подачей сырья и водорода и раздельным приёмом продукта (гидрогенизата) и циркулирующего водородсодержащего газа. При отборе и анализе гидрогенизатов использованы специальные приёмы, исключающие или по крайней мере минимизирующие реакции рекомбинации сероводорода с углеводородами. Проведенные исследования показали, что катализатор РК-250 в кобальтовой и/или никелевой модификациях обеспечивает получение компонента дизельного топлива класса Евро-5 при переработке как прямогонного, так и смесевого сырья.
Авторы:
СМИРНОВ Владимир Константинович – руководитель отдела
ТЕЛЯШЕВ Раушан Гумерович, канд. техн. наук – генеральный директор ОАО «ВНИИ НП»
ХУРАМШИН Ринат Талгатович – первый заместитель генерального директора, главный инженер
ИРИСОВА Капитолина Николаевна, канд. хим. наук – заместитель руководителя отдела
ТАЛИСМАН Елена Львовна, канд. техн. наук – ведущий научный сотрудник
E-mail: sidorinanv@vniinp.ru
ОАО «Всероссийский научно-исследовательский институт по переработке нефти» –
ОАО «ВНИИ НП», г. Москва, Россия
УДК 665.6.
Одноколонная схема первичной перегонки нефти с использованием
углеводородного отпаривающего агента для малых НПЗ_______С. 26–30
Ключевые слова: нефть, отпаривающий агент, первичная перегонка, ректификационная колонна, сепаратор, углеводородные пары.
Аннотация. Предложена принципиальная схема одноколонной установки первичной
перегонки нефти с предварительным испарителем, пары углеводородов из которого используются как отпаривающий агент в процессе ректификации. Оптимизация процесса ректификации методом математического моделирования (ASPENHYSYS) показала, что использование углеводородных паров в качестве отпаривающего агента позволяет значительно повысить качество получаемых фракций. Применение одноколонной схемы первичной перегонки нефти с предварительным испарителем, позволяет использовать меньшее количество оборудования и тем самым снизить
капитальные и эксплуатационные затраты, что важно при проектировании мини-НПЗ для удовлетворения внутренних потребностей в отдалённых регионах России, особенно таких как Якутия.
Авторы:
ГУБАНОВ Николай Дмитриевич, канд. техн. наук – доцент кафедры химической технологии РЫБКИН Антон Яковлевич – заместитель генерального директора ОАО «Саханефтегазсбыт» по товарной работе, аспирант
ДЬЯЧКОВА Светлана Георгиевна, д-р хим. наук – профессор, заведующая кафедрой химической технологии. E-mail: dyachkova@istu.edu
ФГБОУ ВО «Иркутский Национальный исследовательский технический университет» –
ФГБОУ ВО «ИрГТУ», г. Иркутск, Россия
ЭКОЛОГИЯ и ПРОМЫШЛЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
УДК 665.5.
Методы снижения содержания ароматических углеводородов
в бензиновых фракциях_________________С. 31–36
Ключевые слова: адсорбция, азеотропная перегонка, ароматические углеводороды, бензин, экстракция, ректификация.
Аннотация. Рост автомобильного парка и связанное с ним увеличение загрязнения
окружающей среды предъявляют все более жёсткие требования к качеству вырабатываемых бензинов в части их экологических свойств. Целью данной работы является историко-технический анализ становления и развития производства автомобильных бензинов и ароматических углеводородов, а также анализ современных требований, предъявляемых к качеству автомобильных бензинов и тенденции в производстве экологически безопасных топлив. Приведены различные методы очистки для улучшения экологической обстановки окружающей среды и снижения количества ароматических углеводородов в автомобильных бензинах.
Автор:
МАХМУДОВ Мухтор Жамолович – старший научный сотрудник Е-mail: makhmudov.mukhtor@mail.ru АН РУз «Институт общей и неорганической химии», г. Ташкент, Узбекистан
МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ
УДК 66.011
Математическое моделирование и оптимизация процесса каталитической
депарафинизации дизельных фракций и атмосферного газойля________С. 37–48
Ключевые слова: каталитическая депарафинизация, дизельная фракция, атмосферный газойль, температура помутнения, температура замерзания, математическая модель.
Аннотация. Разработана математическая модель процесса каталитической
депарафинизации смеси прямогонных дизельных фракций и атмосферного газойля,
предназначенного для производства компонентов дизельного топлива летнего, зимнего и арктического сорта. Определены термодинамические и кинетические параметры модели (изменение энергии Гиббса в ходе реакций, константы скоростей реакций). Выполнена проверка модели на адекватность по экспериментальным данным с промышленной установки, показано удовлетворительное соответствие экспериментальным данным (абсолютная ошибка расчётов не превышает 1,16% масс.).
С применением данной модели определены зависимости:
• степени превращения неразветвленных высокомолекулярных парафинов, содержание которых в наибольшей степени определяет низкотемпературные свойства продукта, от технологических параметров работы промышленной установки (температура – 335–365°С, расход сырья – 295– 360 м3 м3
• состава продукта от состава сырья.
Проведен на модели прогнозный расчёт и оптимизация расхода сырья и температуры для различных углеводородных составов сырья с целью определения оптимальных технологических параметров для получения компонентов дизельного топлива с улучшенными низкотемпературными свойствами (температура помутнения – минус 26°С, температура застывания – минус 35°С). Показано, что в диапазоне расхода сырья 300–340 м3/ч оптимальная температура в реакторе депарафинизации находится в интервале 359–369°С для сырья с высоким содержанием н-парафинов С10271027 /ч, расход ВСГ – 35000–65000/ч; –С (20% масс.), и в интервале 357–362°С для сырья с низким содержанием н-парафинов С–С (14% масс.).
Авторы:
БЕЛИНСКАЯ Наталия Сергеевна – ассистент кафедры химической технологии топлива и
химической кибернетики
ФРАНЦИНА Евгения Владимировна, канд. техн. наук – доцент кафедры химической технологии топлива и химической кибернетики
ПОПОВА Наталья Владимировна – магистрант кафедры химической технологии топлива и химической кибернетики ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский
Томский политехнический университет», г. Томск, Россия
КОШУТИН Сергей Николаевич – заместитель начальника цеха
ООО «ПО «КИНЕФ», г. Кириши, Россия
ИВАНЧИНА Эмилия Дмитриевна, д-р техн. наук – профессор кафедры химической технологии топлива и химической кибернетики. Е- mail: ied@tpu.ru
6_2016
IN SIGHT
Golubeva I.A., Mesherin I.V., Dubrovina E.P.
Liquefied natural gas production: Yesterday, Today and Tomorrow
Keywords: liquefied natural gas, source energy, market LNG, large-capacity and small-capacity production LNG, state LNG, project LNG.
Abstract. In this review was considered of the most promising types of source energy — liquefied natural gas: history, state and development prospects of the LNG world industry, it advantages and competitiveness. This article described state and development prospects of liquefied natural gas production in Russia as well as
large-capacity and small-capacity LNG production today and in the future.
Russian State University of Oil and Gas named I.M. Gubkin
PETROLEUM PRODUCTS: TECHNOLOGY, INNOVATION, MARKET
Agazade E.J.
Use of compositions based on liquid rubber, natural oil and nitro acid salts as liquid conservation
Keywords: conservative liquids, corrosion, inhibitor, natural petroleum acids (NPA), liquid rubber, .- olefin, nitro compound, “corrosionbox”, tetradecene-1.
Abstract. In this proceeding, the compositions of the T-30 turbine oil with Ni, Co, Zn salts of the natural petroleum acids (NPA) boiling in the range 310–360°C, nitro compounds those are produced on the basis of the .-olefins and liquid rubber have been investigated in different ratio and contents as conservative liquids. The
researches have been operated with different concentrations of inhibitor on the steel sheets in condensation and environment phases in the experiment chamber called “corrosionbox”. It has been revealed that, the conservative liquid that is produced by the composition of the synthesised inhibitor and nitro compound in the
presence of liquid rubber has a great protection against corrosion than their individual usages, meets the requirements and has a great practical importance.
Institute of Petrochemical Processes named after Academician Yu.G. Mamedaliyev
Smirnov V.K., Telyashev R.G., Khuramshin R.T., Irisova K.N.
Comparative tests of russian catalysts for middle oils hydrotreating
Keywords: hydrotreating, catalysts, tests, diesel oils, pilot device, sulphur content, polyaromatic content.
Abstract. Results of tests new version RK catalysts are presented, namely RK-250Co and RK-250Ni in comparison to earlier middle oils hydrotreating catalysts RK-231 and foreign commercial AlCoMo catalyst. Test are carried out in pilot centre VNJJNP using device with reactors in single furnace with united feed and hydrogen and separate methods of product and circulatory H-containing gas. There are take advantages of
selection and analysis products, methods which except or diminish interaction H2S with hydrocarbons. Test exhibited what catalysts RK-250Co and/or RK-250Ni protected receipt of diesel oil component Ewro-5 for processing of run or blend feed.
Тhe All-Russia Research Institute of Oil Refining, JSC-VNII NP
Gubаnov N.D., Rybkin A.Ya., Dyachkova S.G.
Single-column layout of oil primary distillation for small oil refineries with use of hydrocarbon steaming agent
Keywords: petroleum, primary distillation, hydrocarbon vapors, stripping agent, a distillation column, a separator.
Abstract. We have proposed a schematic diagram of One-column unit for primary oil refining with preliminary evaporator. Hydrocarbon vapor from the evaporator is used as a stripping agent in the process of distillation. Optimization of the distillation process, the method of mathematical modeling (ASPENHYSYS) showed that the use of hydrocarbon vapor as a stripping agent can significantly improve the quality of the
fractions. This technology allows you to use less equipment and thus reduce the capital and operating costs, which is important in the design of mini-refineries to meet domestic needs in the remote regions of Russia, especially such as Yakutia.
Irkutsk National Research Technikal University JSC «Sahaneftegazsbyt»
ECOLOGY and INDUSTRIAL SAFETY
Makhmudov M.J.
Methods of reducing the content of aromatic hydrocarbons consisting in benzine
Keywords: benzine, aromatic hydrocarbons, azeotropic distillation, extraction, rectification, adsorption.
Abstract. Road transport has become a major source of air pollution. Every year from car exhaust gases emitted millions of tons of toxic substances. In the composition of exhaust gases of car engines contain toxic compounds more than 300, about 60% of aerosols ejected into the atmosphere falls on the proportion of vehicles. Special danger to humans of particles of toxic emissions of aerosols with a radius of less than 20
microns, linger in the atmosphere for a long time and fall along with the air into the airways. In contact with carcinogens aerosol particles adsorb them on its surface. Carcinogens, getting into the body, causing the formation of malignant tumors. The way to solve the environmental problems of one — the car must be environmentally friendly.
The growth of the vehicle fleet and the increase in pollution of the environment associated with it are placing ever more stringent demands on the quality of gasoline produced in terms of their environmental properties. The aim of this work is historical — technical analysis v formation and development of the production of motor gasoline and aromatic hydrocarbons, as well as the analysis of modern requirements to the quality of motor gasoline and trends in the production of environmentally friendly fuels.
Articles are presented in a variety of treatment methods to improve the ecological environment protection and reduce the amount of aromatics in motor gasoline.
MATHEMATICAL SIMULATION
Ivanchina E.D., Belinskaya N.S., Frantsina E.V., Popova N.V., Koshutin S.N.
Mathematical modelling and optimization of diesel cuts and atmospheric gasoil catalytic dewaxing
Keywords: catalytic dewaxing, diesel cut, atmospheric gasoil, cloud point, freezing point, mathematical model.
Abstract. The mathematical model of straight-run diesel cuts and atmospheric gasoil catalytic dewaxing process, devoted to produce components of summer, winter and arctic grade diesel fuels, was developed. The thermodynamic and kinetic parameters of the model (changes in Gibbs free energy of reactions and reaction rate constants) were determined. The verification of the model showed satisfactory correspondence of calculated and full-scale experimental values (absolute error of calculation does not exceed 1.16 wt.%). Applying the model the dependence of conversion degree of long-chain unbranched paraffins (which contribute to product low- temperature properties the most) on industrial unit operating conditions (temperature in the range (335–365)°С,
raw materials flow rate (295–360) m3/h, hydrogen-containing gas flow rate (35000–65000) m3/h and dependence of product composition on raw materials composition were established. By model calculation prognosis and optimization for various raw materials compositions were performed towards raw materials flow rate and temperature in order to define optimal operating conditions for production of diesel fuels with improved low-temperature properties (cloud point is -26°С, freezing point is -35°С). It was shown that in the raw materials flow rate range (300340) m3/h the optimum temperature in the dewaxing reactor lies within (359– 369)°С for raw materials with low long-chain unbranched paraffins content (20 wt.%) and within (357–362)°С
for raw materials with low long-chain unbranched paraffins content (14 wt.%).
National Research Tomsk Polytechnic University LLC «Kirishinefteorgsintez»