№ 12_2015
НЕФТЕПРОДУКТЫ: ТЕХНОЛОГИИ, ИННОВАЦИИ, РЫНОК
УДК 665.733
Производство арктического дизельного топлива в России____________С. 4–7
Ключевые слова: арктическое дизельное топливо, депрессорно-диспергирующая присадка, молекулярно-массовое распределение н-парафиновых углеводородов, предельная температура фильтруемости, температура помутнения, стабильность при холодном хранении.
Аннотация. Климатические условия России обуславливают большую потребность в
высококачественных низкозастывающих дизельных топливах – до 40% от общего объёма производства. Однако, выпуск их в России крайне ограничен (15,8% зимнего и 2,2% арктического топлива (данные 2014 г.). Для зимних и арктических дизельных топлив разработаны особые требования к низкотемпературным свойствам, которые отображены в основном стандарте на дизельное топливо – ГОСТ 32511-2013 и в стандарте на зимнее и арктическое депарафинированное дизельное топливо – ГОСТ Р 55475.
В ОАО «ВНИИ НП» проведены исследования по получению дизельного топлива для арктического климата 4 класса на базе топлива Дальневосточного федерального округа производства «РН- Комсомольский НПЗ» с использованием депрессорно-диспергирующих присадок. Доказано увеличение выхода арктических дизельных топлив за счёт добавки оптимального количества высокоплавких н-парафиновых углеводородов, содержащихся во фракции дизельного топлива с высокой температурой кипения.
Авторы:
МИТУСОВА Тамара Никитовна, д-р техн. наук – заведующая отделом «Дизельные судовые и котельные топлива»
ЛОБАШОВА Марина Михайловна, канд. техн. наук – заведующая лабораторией «Судовые и котельные топлива». E-mail: LobashovaMM@vniinp.ru
НЕДАЙБОРЩ Анна Сергеевна – инженер
ТИТАРЕНКО Марина Андреевна – младший научный сотрудник
ОАО «Всероссийский научно-исследовательский институт по переработке нефти» – ОАО «ВНИИ НП», г. Москва
УДК 621.892.099.6.
Исследование вязкостно-температурных и реологических свойств присадок
полиметакрилатного типа_______________С. 8–10
Ключевые слова: вязкостные присадки, динамическая вязкость, механическая деструкция, реология, смазочные масла, термическая деструкция.
Аннотация. Исследованы вязкостно-температурные и реологические свойства вязкостных присадок полиметакрилатного типа серии Viscoplex (фирма Rohm, ФРГ). Изучено их поведение в базовом масле методами механической и термической деструкции, а также проведены исследования динамической вязкости (проворачиваемости) на имитаторе холодного пуска CCS- 2100 по ASTM D 5293.
Авторы:
ФАРЗАЛИЕВ Вагиф Межид оглы, д-р хим. наук – директор, действующий член Национальной Академии Наук Азербайджана, профессор
ДЖАВАДОВА Агигат Алишраф кызы, д-р техн. наук – заведующая лабораторией «Композиции присадок к моторным маслам». -mail: lab.djavadova@mail.ru E
РАМАЗАНОВА Юлдуз Беюк Аги кызы, канд. хим. наук – ведущий научный сотрудник
ЮСИФЗАДЕ Гульшен Галиб кызы – научный сотрудник
ДАДАШЕВА Тарана Адиль кызы – научный сотрудник
Институт химии присадок им. акад А.М. Кулиева НАН Азербайджана, г. Баку
УДК629.3.014
Синтез и исследование свойств профилактических трибосоставов на основе солей 1,1-дигидроперфторполиоксаалкил-.-кетосульфокислот________С. 11–16
Ключевые слова: соли 1,1-дигидроперфторполиоксаалкил-.-кетосульфо-кислот,
трибосостав, испытания лабораторные и эксплуатационные коэффициент трения,
электропотенциалы металлов.
Аннотация. Из гипотез по механизмам антифрикционного действия смазок и присадок к ним в условиях нормальной работы сопряжений трения из стандартных деталей со стандартными шероховатостями и физико-механическими свойствами рассмотрена адгезионная версия. На её основе приготовлены профилактические трибосоставы с большой длиной молекулярной цепи и с высоким сопротивлением адгезии к металлическим поверхностям. Синтезированы и трибологически исследованы соли 1,1-дигидроперфторполиокса-алкил-.-кетосульфокислот щелочных металлов формулы [RF(O)CH2SO2O]nM, где M = Li, К, Mg, Na, Al, Zn, In и другие металлы. У синтезированных солей определены физико-химические характеристики. Показана высокая эффективность трибосоставов как профилактических антифрикционных добавок к минеральным маслам даже при содержании солей 0,004–0,1% масс., когда коэффициент трения и скорость изнашивания снижались на 20–50%. Результаты лабораторных трибологических испытаний полностью подтверждены эксплуатационными испытаниями на промышленных изделиях. Из лабораторных исследований выявлено соответствие антифрикционных свойств солей сульфокислот электропотенциалам их металлов. Из трибологических результатов с учетом доступности сырья и простоты синтеза, сделан вывод о перспективности использования солей лития, алюминия и цинка как профилактических добавок к смазочным маслам и топливу.
Авторы:
ХОХЛОВ Сергей Сергеевич, канд. хим. наук – заведующий лабораторией
ЕЛЕЕВ Александр Фёдорович, д-р хим. наук – старший научный сотрудник
ГЕРАСИМОВ Константин Николаевич – инженер-химик
Государственный научный центр РФ, ФГУП «Государственный научно-исследовательский
институт органической химии и технологии» – ГосНИИОХТ
ДУНАЕВ Анатолий Васильевич, канд. техн. наук – заведующий лабораторией. E-mail: dunaev135@mail.ru
ФГБНУ «Bсероссийский научно-исследовательский технологический институт ремонта и
эксплуатации машинотракторного парка» – ГОСНИТИ
ОБОРУДОВАНИЕ и ПРИБОРЫ
УДК 665.
Технология повышения эффективности гидроциркуляционных вакуумсоздающих систем_____________С. 17-19
Ключевые слова: вакуумная перегонка, мазут, гидроэжекторная вакуумсоздающая система, давление насыщенных паров, паровой бустерный эжектор, поточный струйный аппарат, коэффициент эжекции, энергоэффективность.
Аннотация. Показана технология повышения эффективности гидроциркуляционных
вакуумсоздающих систем. На примере одного из российских НПЗ решается задача повышения глубины вакуума (снижение остаточного давления) без замены существующего оборудования установки. Задача решается с помощью поточного струйного аппарата (бустерного эжектора) и оптимизации режима работы колонны. Предложена конструкция парового бустерного эжектора, обеспечивающая его монтаж без дополнительных фундаментов и опорных площадок.
Оптимизация режима работы колонны и использование бустерного эжектора обеспечивает повышение отборов целевых дистиллятов. Также обеспечивается снижение температуры сырья на выходе из печи, что снижает нагрузку на вакуумсоздающую систему и увеличивает межремонтный пробег установки. Предложенные мероприятия повышают отбор целевых фракций и межремонтный пробег установки, а также снижают энергозатраты на процесс.
Автор:
ВЕЗИРОВ Исмагил Рустемович – аспирант. E-mail: ivezirov@yandex.ru ООО «Проектно-технологический институт нефтехимических процессов», г. Уфа, Башкортостан, РФ
ХИММОТОЛОГИЯ
УДК 621.564.385
Возможный способ оценки удерживающей способности моторных масел в отношении дисперсной фазы______________________________С. 19–21
Ключевые слова: моторные масла, сажевая ёмкость, дисперсность, седиментация.
Аннотация. Предложена эмпирическая зависимость, связывающая изменение вязкости
моторного масла с содержанием в нём дисперсной фазы. В каждый из показателей данной зависимости вложен определённый физический смысл. Это даёт возможность по результатам анализа показателей прогнозировать удерживающую способность масла и его предельную подвижность.
Авторы:
ЛАШХИ Вадим Левонович, д-р техн. наук. E-mail: namihim@yandex.ru
ЧУДИНОВСКИХ Алексей Леонидович, канд. техн. наук – генеральный директор ЗАО фирма «НАМИ-ХИМ», г. Москва, Россия
БОЙКОВ Д.В., канд. техн. наук ОАО «Автодизель» [Ярославский моторный завод]
ЕФАНОВА О.Ю. Российский государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкина РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, г. Москва, Россия
УДК 621.564.385
Особенности собственно моющего действия детергентов в моторных маслах__С. 22–26
Ключевые слова: моторное масло, детергенты, сульфонаты, салицилаты, феноляты,
носитель щелочности.
Аннотация. В рамках моющих свойств особо выделяют собственно моющие свойства, т.е. способность масел тормозить образование ВТО на нагретой металлической поверхности в её силовом поле путём снижения адсорбции, адгезии, гетероадагуляции, электрофореза и других процессов, приводящих к выделению из масла дисперсной фазы в высокотемпературной зоне двигателя, в том числе продуктов глубоких термоокислительных превращений или термолиза масла и топлива. Собственно моющее действие связано с наличием в детергентах щелочных центров, активно взаимодействующих с дисперсной фазой, что препятствует последней
закрепиться на нагретой металлической поверхности. Это позволяет обеспечить чистоту поверхности металла. В силу большей перестройки мицелл и адсорбата в силовом поле металла, салицилаты выгодно отличаются по собственно моющему действию от сульфонатов.
Авторы:
ЛАШХИ Вадим Левонович, д-р техн. наук. E-mail: namihim@yandex.ru
ЧУДИНОВСКИХ Алексей Леонидович, канд. техн. наук – генеральный директор ЗАО фирма «НАМИ-ХИМ», г. Москва, Россия
САМУСЕНКО В.Д. Институт машиноведения им. А.А. Благонравова РАН – ИМАШ РАН, г. Москва, Россия
ЗАГРЯДСКАЯ Александра Дмитриевна Российский государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкина – РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, г. Москва, Россия
КОНФЕРЕНЦИИ. СЕМИНАРЫ. ВЫСТАВКИ
О Международной выставке «Химия-2015» (27–30.10.2015) и VI Московской международной неделе смазочных материалов-2015 (17–20.11. 2015), Москва__________С. 27
МАТЕРИАЛЫ АССОЦИАЦИИ НЕФТЕПЕРЕРАБОТЧИКОВ и НЕФТЕХИМИКОВ
Выписка из протокола № 125 заседания Правления АНН от 01.10.2015 ___С. 33
НОВОСТИ. ФАКТЫ. ДОКУМЕНТЫ
Научное издание мирового уровня: подготовка и включение в индексы цитирования и реферативные базы данных________С. 40
ПЕРЕЧЕНЬ статей, опубликованных в 2015 году________________________С. 45
12_2015
PETROLEUM PRODUCTS: TECHNOLOGY, INNOVATION, MARKET
Mitusova T.N, Lobashova M.M., Nedayborsch A.S., Titarenko M.A.
Production of Arctic diesel fuel in Russia
Keywords: arctic diesel fuel, depressor and dispersing additive, cloud point temperature, cold filter plugging point, molecular mass distribution of n-paraffin hydrocarbons, stability at cold storage.
Abstract. The climatic conditions of Russia determine a great demand of high-quality low pour point diesel fuels – up to 40% of total production volume. Meanwhile, their production in Russia is extremely limited. For winter and Arctic diesel fuels special requirements were developed for low-temperature properties, which are reflected in the basic standard for diesel fuel– GOST 32511-2013 and in the standard for winter and Arctic dewaxed diesel fuel – GOST R 55475.
VNII NP JSC has conducted the studies regarding obtaining of diesel fuel for Arctic climate of class 4, based on fuel produced by «RN-Komsomolskiy Refinery» of Far Eastern Federal District with application of depressor and dispersing additives. It was proved that the yield of Arctic diesel fuels increases due to addition of optimal
quantity of high-melting n-paraffin hydrocarbons, contained in high-boiling diesel fuel fraction.
(Тhe All-Russia Research Institute of Oil Refining – JSC-VNII NP, Moscow)
Farzaliyev V.M., Djavadova A.A., Ramazanova U.B., Yusifzadeh G.Q., Dadashova T.A.
Investigation of viscozity-temperature and rheological properties of polymethacrylate type additives
Keywords: lubricant oils, viscosity additives, mechanical destruction, thermal degradation, rheology, dynamic viscosity.
Abstract. Viscosity-temperature and rheological properties of polymetacrylate type viscosity additives of Viscoplex series (Rohm firm, Germany) have been studied. Behavior of additives in base oils has been studied by using mechanical and thermal destruction methods. Also the analysis of dynamic viscosity was carried out on Cold Cranking Simulator CCS-2100 as per ASTM D 5293 standard.
(National Academy of Sciences of Azerbayjan by acad.A.M.Guliyev Institute of Chemistry of Additives)
Khokhlov S.S., Eleev A.F., Gerasimov K.N., Dunaev A.V.
Synthesis and study of properties of preventive tribalistas based on 1,1-dihydrophenylisatin-.- ketosulfones
Keywords: salt 1,1-dihydrophenylisatin-.-ketosulfone acids, tribalistas, the coefficient of friction.
Abstract. Synthesized and investigated a series of salts based on 1,1-dihydrophenylisatin-.- ketosulfones. Shown their high efficiency as additives even at concentrations of 0,004-0,1%. When this coefficient of friction and the wear rate was reduced by 20-50%. In a series of salts prioritized antifriction properties of the additives in accordance with the electric potential of their metals (fLi < fAl < fMg < fZn < fIn).
Based on the tribological tests, taking into account the availability of raw materials and ease of synthesis, the conclusion about the prospects of using the generated salt as a preventive additives for lubricating oils and fuels.
(Federal State Unitary Enterprise «State Research Institute of Organic Chemistry and Technology»;
Federal State Budgetary Institution «The All-Russian Research Institute for the Agricultural Machines and Harvesters Engineering Technology and Services»)
EQUIPMENT and DEVICES
Vezirov I.R.
Technology for upgrading of the hydrocirculation vacuum-creating systems
Keywords: vacuum distillation, fuel oil, one- and two-stage vacuum hydro-circulation system, saturated vapor pressure, decomposition gases, steam booster ejector, line jet device, nozzles, ejection coefficient, energy efficiency.
Abstract. The article describes the technology of increasing the efficiency of vacuum hydro-circulation systems. On an example of one of the Russian refineries we solve the problem of increasing the depth of the vacuum (residual pressure reduction) without replacing the existing equipment of the unit. The task is solved with the help of jet device (booster ejector) and column operation optimization. The proposed design of the steam booster ejector provides its assembly without additional foundations and supporting platforms. Optimization of the operating mode of the column and the use of the booster ejector enhance takes-off of the targeted distillates. Also, raw materials temperature lowering is provided at the outlet of the furnace, which reduces the load on the vacuum system and increases the run life of the unit. The proposed activities enhance the takes-off of the desired fractions and the run life of the unit, as well as reduce energy consumption for the process.
CHEMMOTOLOGOS
V.L., Chudinovskikh A.L., Boykov D.V., Efanova O.Yu. Lashkhi
Possible way of motor oil disperse phase holding ability assessment
Keywords: motor oils, carbon black capacity, dispersion, sedimentation.
Abstract. An empirical dependence is offered, binding together the change of engine oil viscosity with its disperse phase content. A certain physical sense is enclosed into each of this dependence indicators. It gives a chance observing the results of the indicators analysis to predict the holding ability of oil and its mobility limit.
V.L., Chudinovskikh A.L., Samusenko V.D., Zagryadskaya A.D. Lashkhi
Features of washing effect of detergents in motor oils
Keywords: motor oil, detergents, sulphonates, salycylates, phenolates, alkalinity carrier.
Abstract. The washing action is connected with alkaline centres existence in detergents which are actively interacting with the disperse phase, and it makes an obstacle to its being fixed on a heated metal surface. It allows to provide purity of metal surface. Due to more significant reorganization of micelles and adsorbate in the force field of metal, salycylates favourably differ by their washing action from sulphonates.
CONFERENCES. SEMINARS. EXHIBITIONS
On the International exhibition «Chemistry-2015» / 27–30 October 2015, Moscow
On VI Moscow international lubricants week – 2015 / 17–20 November 2015, Moscow
MATERIALS of the PETROCHEMICAL and REFINERS ASSOCIATION
Extracts of the protocol #125 of ANN board meeting of 01.10.2015
NEWS. FACTS. DOCUMENTS
A world level scientific edition: preparation and inclusion into citation indexes and abstract databases
LIST of articles published in the Journal in 2015